Портал Петербурга. Библиотека статей на портале ПетербургWEB.RU.

Портал Петербурга. Библиотека статей на портале ПетербургWEB.RU.
Портал Петербурга. Библиотека статей на портале ПетербургWEB.RU.

Библиотека статей. Аа. Архитектура, что за вещь?

Главная Peterburg WEB :: Статьи Добавить статью
Написать Админу
Home
Каталог
Облако каталога
Статьи
Облако статей
Фотогалерея
Облако фото
Краткие новости
Главное облако
Новости PW
Новости портала
Контакты
Заметки

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

В 1721 году Пётр Великий провозгласил Петербург столицей империи, разработал план города и принципы его застройки. Именно в Петербурге начали работать новые высшие и центральные органы власти: Сенат, Синод, коллегии.




Библиотека статей » Аа » Архитектура, что за вещь? «

Аа   Бб   Вв   Гг   Дд   Ее   Ёё   Жж   Зз   Ии   Йй   Кк   Лл   Мм   Нн   Оо   Пп   Рр   Сс   Тт  
Уу   Фф   Хх   Цц   Чч   Шш   Щщ   Ъъ   Ыы   Ьь   Ээ   Юю   Яя   Цифры   Знаки  
Aa   Bb   Cc   Dd   Ee   Ff   Gg   Hh   Ii   Jj   Kk   Ll   Mm   Nn   Oo   Pp   Qq   Rr   Ss   Tt   Uu   Vv   Ww   Xx   Yy   Zz  


Архитектура, что за вещь?

«Архитектура, что за вещь?»

Прежде чем начать рассказывать об особенностях архитектуры Петербурга, нам необходимо договориться о некоторых основных, общих, имеющих важное значение, определениях.
Вот, к примеру. «Архитектура, что за вещь?» - такой вопрос задал в конце XVIII века друг великого русского зодчего В. И. Баженова - Ф. В. Каржавин. И сам же на него ответил: «Она есть строение естественное и художественное», где под словом «естественное» подразумевал материальную основу постройки. Ведь любое сооружение создано из дерева, камня, кирпича, металла, бетона с применением определенных конструкций. Но если в этом сооружении не заложено, не запроектировано и не воплощено некоей художественной идеи, оно не имеет отношения к искусству, а тем самым к архитектуре.
Обратимся к очень далекому прошлому, к истокам Архитектуры. Именно Архитектуры с большой буквы, так как от рядовых построек, от жилья первобытного человека археологи находят лишь следы пепелищ, черепки битой посуды, каменное или бронзовое оружие. Но уже пять тысяч лет назад люди строили в «вечном» материале - в камне, и в мыслях перед ними стояла Вечность.
Среди легендарных семи чудес света (легендарных не в смысле сомнительности их существования, а в смысле овеянности старинными преданиями) постоянно первое место занимали египетские пирамиды. Что же побуждало ставить их в один ряд, и даже в начале ряда, с такими сооружениями, как Колосс Родосский, сады Семирамиды, Александрийский маяк, храм Артемиды в Эфесе и другими, от которых не осталось и следа? Не их ли древность и прочность? Существует арабская пословица: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид».
Пирамиды называли «окаменевшей геометрией», хотя, справедливости ради, следует заметить, что в геометрию термин «пирамида» пришел от наимeнoвaния гробниц фараонов. Нет сомнения, их строители превосходно знали геометрию, астрономию, многие законы физики.
Египтяне прошли долгий, трудный путь познания. Много тысяч лет назад начертили на плоскости - на земле - прямой угол и поняли, что природа такого не создала; затем поняли, что этот прямой угол обладает некоторыми неизменными свойствами. Наконец узнали, что прямо угольный треугольник, у которого катеты соответственно равняются 3-м и 4-м, имеет гипотенузу, равную 5-ти, и что такой треугольник несет в себе таинственные для них закономерности. Сюда, в Египет, приезжал учиться Пифагор, а именно от этих закономерностей до теоремы Пифагора один только шаг.
Если же сложить два равнобедренных прямоугольных треугольника гипотенузами, получается квадрат, то есть основа прямоугольного в плане сооружения, в том числе пирамиды.
Эти безукоризненно правильные геометрические тела, точно ориентированные по странам света, возведенные без каких бы то ни было сложных механизмов, были порой колоссальных размеров. Так, например, пирамида Хеопса сейчас высотой в 137,3 метра, а первоначально была еще выше. Это, по нынешним меркам, примерно три пятнадцатиэтажных дома, поставленных один на другой. Словом, значительно выше шпиля Петропавловского собора.
Пирамида занимает площадь в пятьдесят четыре тысячи квадратных метров, а ее объем - два с половиной миллиона кубических метров.
Для какой же цели воздвигали эти огромные сооружения?
Для того, чтобы в них похоронить умершего фараона?
Нет, египтяне верили, что они не погребают покойника, а провожают ставшего богом фараона в дом, в котором он будет жить вечно.
Этой уверенности было подчинено все: внутренняя отделка погребальной камеры, внесенные туда утварь и предметы обстановки. А снаружи все было заключено в идеальную геометрическую форму. Пирамида в условиях земного притяжения - самая устойчивая, самая неколебимая фигура. В основании ее, как правило, квадрат, стороны - равнобедренные треугольники, вершины которых сходятся в одной точке.
В древности люди придавали глубокое символическое значение как числам, так и геометрическим фигурам, и пирамида надолго стала символом вечности.
Уже относительно недавно (по сравнению со временем создания пирамид), на рубеже XVIII и XIX веков, И.В. Гете писал о пирамидах, что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти.

Архитектура - искусство не изобразительное, а выразительное. И если мы хотя бы бегло взглянем на историю архитектуры, то убедимся, что нет и не может быть про изведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе идеи. Иное дело, с помощью каких средств она воплощается.
Здесь мы столкнемся как с уровнем технических знаний, так и с эстетическими, политическими, религиозными взглядами.
Первые будут определять конструктивные особенности, вторые - идейнохудожественные.
Еще во времена первобытнообщинного строя люди, создавая святилище, на вертикально поставленные каменные столбы положили сверху продолговатый камень.
Так впервые возникла одна из основных архитектурных конструкций строечно-балочная.
Постепенно столбы превращались в колонны, а верхняя горизонталь в балку, несущую перекрытие.
В египетских храмах эта конструкция получила свое художественное оформление: каменные колонны обрабатывали то наподобие стилизованной пальмы, то в виде лотоса или пучка папируса. Таким образом, ствол колонны соответствовал стволу или стеблям растений, а верхняя часть, капитель, - кроне дерева или цветку.
Самые большие помещения древнеегипетских храмов были буквально заставлены многими десятками высоких колонн. Их стволы, покрытые резными, а порой и расцвеченными иероглифами и изображениями богов, теснились ровными рядами, вознося на двадцатиметровую высоту свои капители, напоминающие фантастические цветы. Человек должен был чувствовать себя ничтожно малым в этом мистическом лесу гигантских колонн, толщина которых порой достигала Трех с половиной метров в диаметре.
И дело было не только в том, что жрецы стремились подавить человека величием подобного храма. Просто в те времена большое помещение каменного сооружения не могло быть иным и по техническим причинам. Кровля держалась на каменных балках, перекинутых от одной колонны к другой.
А строители и тогда уже отлично знали, что камень может выдержать очень большую нагрузку, если на него давить сверху, то есть, как теперь говорят, он прекрасно работает «на сжатие». Но если длинный каменный блок положить на две опоры, далеко отстоящие друг от друга, то этот блок, играющий роль балки, непременно вскоре даст трещину посередине и обвалится от собственной тяжести. То есть опять-таки, говоря современным языком, камень, в отличие от дерева, плохо работает «на растяжение».
Деревянные балки могут быть той длины, какой длины в вашем распоряжении бревна, а вот каменные - нет. Чем массивнее балка, тем она должна быть короче, тем ближе друг к другу должны стоять опоры.
Вот почему в египетских храмах, которые строили только в камне, неизбежно появлялись так называемые гипостильные, много колонные залы. Залы и дворы окружали массивные стены, сложенные из больших каменных блоков призматической формы. Стены без окон наглухо отгораживали храм от окружающего мира, их поверхность украшалась, как и колонны, рельефами и росписями. Но этим роль стены не исчерпывалась, стена была также частью конструкции, несущей определенную нагрузку: на нее перекидывали каменные балки с ближайшего ряда колонн.
Мы не случайно довольно подробно останавливаемся на архитектуре Египта. Развившиеся на берегах Нила в течение тысячелетий наука, искусство легли в основу западноевропейской культуры, и античная архитектура своими корнями ощутимо дотягивается до древнеегипетского зодчества. Взять хотя бы уже знакомую нам стоечно-балочную конструкцию, наиболее совершенного выражения этой конструкции ДО бились именно архитекторы Древней Греции. Кстати, слово «архитектор» греческого происхождения, оно составлено из двух корней: «архи» - придает степень превосходства, старшинства, а «тектон» означает «строитель». Следовательно, архитектура - это высокое строительное искусство.
Постараемся очень кратко познакомиться с тем, что нового внесли древнегреческие мастера в сокровищницу мировой архитектуры. Надо только помнить, что Греция, или Эллада, не была единым государством-монархией, как Египет, а состояла из множества сравнительно небольших городов-государств - полисов, таких как Аттика, Лаконика, Аркадия, Беотия и других.
Поскольку архитектура, как никакое другое искусство, зависит от материальных возможностей заказчиков, то греческие храмы, построенные на средства отдельных полисов, были не в пример меньших размеров, нежели египетские. Но высочайшее мастерство эллинских зодчих привело к тому, что их постройки воспринимаются как монументальные и гармоничные сооружения.
К середине V века до н. э. в Греции сформировались такие архитектурные ордера, как дорический, ионический и коринфский. Слово «ордер» на латинском языке означает: порядок, строй, приказ, а в применении к архитектуре - определенную систему стоечно-балочной конструкции. Порядок в древности был синонимом красоты, а хаос - безобразия.
Основу ордера составляют художественно оформленные стойка-колонна и балочное перекрытие - антаблемент. Кроме того, в состав ордера включаются подножие колонн - цоколь - и треугольное завершение, образованное скатами кровли, - фронтон.
Один ордер от другого отличается пропорциями всех деталей здания, и прежде всего колонн. За основу пропорции берется условная мера, так называемый модуль. Обычно такой мерой был нижний диаметр колонны.
Нижний, потому что, как правило, колонна кверху несколько сужается.
Вдоль стволов идут неглубокие желобки-каннелюры, которые создают дополнительную игру света и тени.
В дорическом ордере высота колонны колеблется от 6 до 7 1/2 диаметра, а в ионическом - между 7 1/2 и 9. Чем больше количество модулей в высоте колонны, тем она легче, стройнее. Однако в одном и том же ордере, скажем дорическом, колонны могут быть более и менее вытянутыми. «Какой же в этом порядок?» - спросите вы. А ответит на это русский архитектор ХVIII века, с которым мы еще встретимся в книге. Звали его Николай Александрович Львов. Он очень высоко ценил античную архитектуру и писал:
«Нет почти двух храмов древних одинакового ордена, которые бы в членениях своих одинаковый размер имели, и не токмо местоположение определяло разность пропорции, но самое употребление зданий. Храм дорический, Геркулесу посвященный, имел 7 модулей с половиною; городские ворота того же ордена 6 модулей с половиною. Один представлял мужество и красоту, а другие только мужество и твердость изображать долженствовали».
Надо обратить внимание еще на одну особенность дорических колонн:
нижняя треть их имеет едва заметное утолщение - энтазис. Зрительно это придает колонне особую прочность и упругость.
Ионические колонны всегда выглядят более легкими. Не случайно монументальные дорические колонны сравнивают с мужественными фигурами атлетов, а ионические - с грациозными, женскими.
Совершенно различны у них и капители. Дорическая состоит из двух частей: нижняя - эхин - напоминает круглую подушку, она как бы слегка сплющилась под тяжестью антаблемента, переходом к которому служит лежащая на эхине квадратная плита - абака.
Ионическая капитель наряднее благодаря двум упругим симметричным спиралевидным завиткам-волютам, занимающим место дорического эхина, а выше лежит тонкая, украшенная рельефными лепестками абака.
В отличие от дорической, ионическая колонна имеет еще базу, обычно в виде двух валиков, соединенных выкружкой.
Итак, колонна - несущая часть конструкции, а несомая - антаблемент в свою очередь делится на гладкий архитрав, лежащий непосредственно на колоннах, выше - рельефный фриз и, наконец, нависающий над всем выступ, который защищает здание от осадков, - карниз. Пропорционально, вне зависимости от ордера, антаблемент составляет четвертую часть высоты колонны.
На приведенных примерах видно, что определяющую роль в древнегреческой архитектуре играло соотношение несущих и несомых частей здания, а соотношения выражены числами.
Из всех видов искусств архитектура, пожалуй, ближе всех к .математике:
ведь в основе конструкций лежат точнейшие расчеты. В древности, кроме известных ныне девяти муз, существовала и муза математики, то есть математика почиталась искусством наравне с астрономией, муза которой входит в состав свиты Аполлона - предводителя всех муз. Так и представляешь себе, что по одну сторону Математики стоит Архитектура, а по другую Музыка, которая тоже не существует без ритма, без счета, без которых, в свою очередь, нет гармонии.
Да ведь слова «ритм» и «гармония» в равной мере приложимы как к музыке, так и к архитектуре.
Крупнейший французский зодчий ХХ века Ле Корбюзье писал: «Архитектура и музыка - родные сестры: обеим присущи материальное и духовное начало, в музыке мы видим архитектуру, в архитектуре - музыку... и та и другая создают пропорции во времени и пространстве».
Греческие архитекторы отлично знали, что «мера важнее всего», а для эллинов именно «человек есть мера всех вещей». Лучшие образцы греческой архитектуры, остатки которых стоят на афинском Акрополе - храмы Парфенон (дорического ордера) и Эрехтейон (ионического),- несмотря на сравнительно небольшие размеры, монументальны, но не подавляют человека, как египетские.
Еще одно существенное различие: в египетских храмах колонны стояли в гигантских залах, отгороженных глухими стенами, а в греческих, типа Парфенона, колоннада вынесена наружу, она окружает прямоугольное помещение святилища и прекрасно обозрима снаружи, еще издали раскрыта навстречу человеку. Один ученый сказал, что Парфенон стремится всю окружающую природу сделать храмом.
Такой тип здания с наружной колоннадой со всех четырех сторон называется периптером. В Петербурге, на Стрелке Васильевского острова, стоит периптер - здание Биржи, в котором ныне помещается Военно-морской музей.
Другой упомянутый афинский храм - Эрехтейон - отличается необыкновенным изяществом и нарядностью, которые ему придают широкая терраса с ионическими колоннами и маленький, дивной красоты портик кор. «Кора» по-гречески - девушка. Шесть прекрасных дев, задрапированных в длинные одежды, стоят вместо колонн на высоком цоколе и несут на своих головах перекрытие портика.
Примерно через две тысячи лет изображения женских, да и мужских фигур, поддерживающих балконы, кровли, выступы на стенах зданий, распространятся почти по всей Западной Европе под названием кариатид и атлантов, а еще лет через триста они появятся и в России.
Третий из основных ордеров - коринфский. По своим пропорциям он еще более тонок и изящен, чем ионический; капитель стала более нарядной:
волюты разделились на четыре завитка, поддерживающих по углам плоскую абаку, а ниже по кругу в два ряда расположены изогнутые листья аканта. Коринфская капитель выше ионической, тем самым вся колонна стала стройнее и удлиненнее. Особенно охотно и часто употребляли этот ордер в Древнем Риме, который воспринял все лучшие достижения греческой архитектуры.
Римские архитекторы разработали еще два ордера: тосканский и композитный. Первый - вариант дорического, но ствол колонны стал гладким, без каннелюр, появилась база и несколько изменились пропорции в целом.
В литературе можно встретить иное его название - римско-дорический.
Именно эта форма дорики будет широко распространена в России XVIII начала XIX веков.
Композитный, или сложный, ордер в своей капители совместил признаки ионического и коринфского ордеров, придав ей особую пышность.
Древнеримская республика, а затем империя была единым огромным могучим государством, и перед римской архитектурой стояли соответственные задачи. В Древнем Риме из долговечных материалов строили не только культовые сооружения, но и гражданские: городские стены, мосты, триумфальные арки, водопроводы-акведуки, рынки, общественные бани-термы, театры, цирки, которые были порой колоссальны по размерам.
Римляне придавали большое значение удовлетворению как духовных, так и телесных потребностей своих сограждан. В роскошно отделанных термах люди не только мылись, не только пользовались услугами массажистов, но обсуждали политические и литературные новости, слушали чтецов и музыкантов. Это были• своего роды клубы, где можно было также назначить деловую или дружескую встречу.
Не меньшую роль в жизни древнего римлянина играли театральные и цирковые представления. На клич римского плебса: «Хлеба и зрелищ!» - Сенат отвечал возведением театральных сооружений, крупнейшее из которых Колизей - вмещало более пятидесяти тысяч человек.
Кроме того, строили дворцы и виллы императоров, вельмож и просто богатых людей. Девятнадцать акведуков снабжали жителей Рима водой.
Размах строительства, грандиозные размеры сооружений требовали особой техники и огромного количества прочных материалов. Если в Греции строили главным образом из натурального тесаного камня, то римские архитекторы ввели в широкое употребление обожженный кирпич и бетон - материалы более дешевые, доступные, удобные для изготовления и транспортировки. Натуральный же камень чаще всего шел только на облицовку фасадов или парадных помещений.
Для греков основной формой монументального сооружения был периптер, для римлян более характерна базилика - тоже прямоугольное в плане здание, разделенное внутри параллельными рядами колонн на несколько продольных нефов, причем средний из нефов обычно выше и шире боковых.
Одной из главных заслуг римских зодчих является широкое использование сводов, позволявших перекрывать помещения больших размеров, чего не умели делать греки. Тот же камень, который плохо работает «на растяжение» и хорошо «на сжатие», римские строители стали складывать по кривой Клиньями, заставляя их давить друг на друга. Такая система кладки образует свод: нижняя его поверхность вогнутая, а верхняя - выпуклая.
В силу своей конструкции свод не только давит на стены сверху вниз, но и распирает их; это вызывает необходимость делать опорные стены особо прочными. И купол, и арка - разновидности свода, с ними мы впервые встречаемся в Древнем Риме.
К лучшим достижениям древнеримской архитектуры относится Пантеон - «храм всех богов», построенный около 118-125 годов н. э. Его круглое в плане помещение диаметром в 43,2 метра перекрыто сферическим бетонным куполом, в верхней части которого оставлено круглое отверстие площадью более 60 м2, сквозь которое свободно льется свет, но благодаря особому току воздуха не проникает дождь.
Купол Пантеона представляет собой половину шара и покоится на стенах, высота которых равна радиусу этого шара. Этим достигается особая гармония внутреннего объема. Чтобы погасить силу распора мощного купола, создатель Пантеона вынужден был сделать нижнюю часть стен шестиметровой толщины. В VII веке н. э. языческий храм превратил и в христианскую церковь, в которой позднее стали хоронить великих людей Италии.
В частности, там похоронен Рафаэль.
Римские архитекторы создали также прекрасные образцы небольших, круглых в плане построек - ротонд, окруженных колоннадой. Как правило, они были перекрыты куполами. В качестве примеров ротонд можно привести храм Весты в Риме и круглый храм в Тибуре. Впоследствии на них учились как западноевропейские, так и русские мастера.
Арочную конструкцию римляне использовали еще более широко, чем купол. Всякая арка состоит из опор - пилонов - и опирающегося на них свода. Система арок - аркада - составляла основу мостов и акведуков, ею оформляли различные здания, наконец, аркады стали сочетать с элементами того или иного ордера. Так, например, на фасаде Колизея из плоскости пилона выступают полуколонны, которые, будучи чисто декоративными, создают впечатление, что именно они несут нагрузку. Но когда архитектуру начинают украшать архитектурой же, значит, близок кризис стиля... Правда, был близок не только кризис стиля, но и всей Римской империи. В 300 году н. э. император Константин Великий перенес столицу с берегов Тибра на берег Босфора, где уже много веков существовал небольшой, но богатый город Византий. Благодаря своему географическому положению город собирал пошлину с судов, идущих из Средиземного моря в Черное и обратно.
При Константине площадь города значительно увеличилась, он был обнесен мощными оборонительными стенами и стал быстро застраиваться великолепными сооружениями, достойными столичного центра. После смерти императора город получил название Константинополь, но чаще именовали его Новый Рим, а несколько позднее на Руси - Царьград.
Древний же Рим пал под натиском варваров в 476 году. Западная империя распалась на множество больших и малых государств. На этом и заканчивается история античности. Если же говорить об архитектуре, то практически она почти прекращает свое существование в III веке н. э.
Завоевавшие Рим варвары стали наследниками его замечательной культуры. Ее главные идеи и принципы постепенно распространились по всей Европе. Но в иных условиях и землях античная культура вообще, и архитектура в частности, сохранив кое-какие черты, преобразилась.
Так в западной и северо-западной Европе полюбилась форма базилики, но постепенно менялись ее пропорции и декоративные детали. Становились все более тонкими и высокими колонны. В конце концов, их стали как бы собирать в пучок, чтобы они могли поддерживать тоже вытянувшиеся кверху, превратившиеся в стрельчатые своды. К базиликам пристраивали башни, которые позднее завершали шпилями. В течение средних веков во Франции, Англии, Германии, Нидерландах господствовали сначала романский, а потом готический стили. Мастера этих стилей создали подлинные архитектурные шедевры. Но поскольку наш краткий обзор ставит целью выяснить, что из всего европейского наследия оказало влияние на русских зодчих XVIII века, то приходится признать: в России при Петре I получили своеобразное развитие форма базилики и шпиль, как завершение высотного сооружения, чаще всего колокольни.
Иначе развивалась архитектура Восточной Римской империи. Рядом с Константинополем через узкий пролив была Малая Азия, а на юго-западе земли Древней Эллады, откуда в новую столицу вывозили античные памятники, а то и просто драгоценные мраморы, порфир, бронзу и другие материалы из разгромленных, разграбленных языческих храмов. Соседство Азии и Греции в значительной мере сказалось на характере местной архитектуры, которая впоследствии, как и вся культура, получила название византийской.
Излюбленной формой, унаследованной от Древнего Рима, стал купол.
Но и он здесь претерпел изменения. Купол византийских храмов лежит не прямо на стенах основного объема, как в римском Пантеоне, а на специальном промежуточном цилиндрическом или многогранном возвышении - барабане. При этом сложенный из кирпича купол помещают над центральной частью симметричного сооружения. Так образовалась схема центральнокупольного храма - наиболее распространенной формы древнерусских церквей начиная с X-XI веков.
В середине XV века Константинополь завоевали турки и переименовали его в Стамбул. К этому времени на Апеннинском полуострове не только были давно знакомы с достижениями византийской культуры, но усердно доискивались до общих корней - античности. Новая эпоха - Возрождение, или Ренессанс,- пришла на смену средневековью. Это эпоха Данте и Петрарки, Галилея и Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Трое последних, гениальные мастера в области живописи и скульптуры, были людьми необычайно широко одаренными и сумели блестяще проявить себя также и в архитектуре.
Наиболее значительные зодчие итальянского Возрождения - Ф. Брунеллеско, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Д. Б. Виньола, А. Палладио - надолго определили характер европейской архитектуры. В их творчестве мы видим не простое возрождение античных форм и ордеров, но необычайно интересные их переработки и переосмысление. Широко распространенную центрально-купольную композицию применяют не только в культовых, но и в светских сооружениях. Примером этого может служить знаменитая вилла Ротонда Палладио. Для этой виллы, как и для большинства ренессансных зданий, характерны четкая симметрия планировки, ясность общей композиции, гармоническое соответствие внутренних и внешних объемов.
Очень существенно, что некоторые зодчие, в частности Палладио и Виньола, оставили теоретические трактаты, в которых подытожили свою практическую деятельность и закрепили понимание архитектурного ордера как основы любого сооружения. Эти трактаты сохраняли роль своего рода учебных пособий для многих поколений будущих зодчих и выдержали десятки изданий не только в Италии, но и во Франции, Англии, России.
На протяжении более двух столетий строился самый грандиозный храм мира - собор св. Петра в Риме. В его проектировании и возведении принимали участие Браманте, Рафаэль, Сангалло, Микеланджело, Виньола. Наконец, в 1667 году скульптор и архитектор Д. Л. Бернини создал замечательную колоннаду, обрамляющую овальную площадь перед собором. А на рубеже XVIII и XIX столетий русский император Павел 1 захочет иметь в Петербурге некое подобие собора св. Петра...
В Италии примерно с конца ХVI века архитектура все более отчетливо приобретает черты декоративности. Так для Альберти превыше всего были логика и целесообразность. Он писал: «Даже тогда, когда все сделано ради украшения, зодчий должен устроить так, чтобы нельзя было отрицать, что все это прежде всего сделано ради пользы». Для зодчих нового поколения появляются иные критерии прекрасного.
Название художественного стиля, родившегося в конце ХVI века, барокко - говорит само за себя. Этим словом называли неправильной формы жемчужины. Буквально оно означает: «вычурный, причудливый». В применении к архитектуре термин обозначал пышный декоративный стиль, в котором элементы конструкции не только не подчеркивали, но всячески маскировали. Вместо ясной гармонии планировки и пропорций, свойственных Ренессансу, пришли усложненные, криволинейные формы, создававшие иллюзорные пространства. Этой иллюзорности способствовали живопись, скульптура и зеркала, в изобилии применявшиеся в барочных зданиях. Даже ордер, утеряв свое логическое конструктивное начало, превратился в декорацию.
Порой стирались грани между архитектурой и скульптурой, а плавно круглящиеся падуги скрадывали переход от стены к потолку. Нарочитые изменения канонических пропорций, игра света и тени, нагромождение декоративных деталей создавали неожиданные эффекты. На смену уравновешенности классической архитектуры пришла барочная иррациональность восприятия объемов, чувство противопоставили разуму. В наиболее чистом виде этот стиль существовал в Италии с конца XVI до середины ХVIII столетия.
В XVII веке законодательницей вкусов становится Франция. Для ее архитектуры характерно стремление к большей сдержанности форм. Правда, в 1710-1730 годах здесь расцветает изнеженный и измельченный вариант барокко, известный под названием рококо. Но в целом Франция надолго остается верна идеям классицизма.
Барокко же в гораздо более скромном, по сравнению с Италией, звучании мы находим в Голландии. Петр 1 во время своего путешествия В. Европу именно там и был очарован этим стилем. Амстердам - тихий, уютный, аккуратный и деловой город - станет его идеалом, который он будет пытаться воплотить на берегах Невы.
Для России XVIII век - время, когда ломались вековые устои в самых разных областях: в политике, экономике, просвещении, быту. С ХVII веком уходила в прошлое вся совокупность понятий, которые мы привычно связываем со словами «Древняя Русь». Россия, вышедшая к морю и ставшая могучей империей, во многом меняла свой уклад. Одним из выражений больших внутренних перемен и было ее обращение к Западной Европе.
Петровские преобразования не могли не сказаться на развитии всего русского искусства. В начале XVIII столетия развилось и получило официальную поддержку новое светское искусство, причем древнерусские традиции зачастую попирались в художестве, как и в быту. Не всегда это было удачно, но ведь не так просто и не так быстро можно было научиться новым приемам мастерства, заново посмотреть на мир и увидеть его другими глазами. Это был сложный процесс, но нельзя забывать, что своими глубочайшими корнями новое искусство, и архитектура в том числе, всегда крепко держалось за родную почву, даже в те периоды, когда, казалось бы, русские мастера всему учились у европейцев. Но никогда наши художники не смогли бы создать подлинных шедевров, если бы потеряли свои национальные особенности.
Вот теперь мы вплотную подошли к тому времени, когда был основан город на Неве. Тому, как он родился и жил в первые десятилетия своего существования, и посвящен следующий рассказ.

Из книги Глинки Натальи Ивановны «Строгий, стройный вид...»,
Москва «Детская литература» 1992.

статья добавлена в четверг 25 августа 2011 года, 13:36:45


Теги:
Архитектура
Архитектура Петербурга
Строгий, стройный вид
Н. Глинка
Книги о Петербурге

загрузить картинку к «Архитектура, что за вещь?»


Курсы валют ЦБ РФ
$ - 64.4326 -0.1988
€ - 72.6993 -0.3148
€/$ - 1.1217 -0.51%





Avon в Санкт-Петербурге WikiLeaks «Ленинград» АФК Система Авторы романсов Архитектор Еропкин Архитектура Архитектура Петербурга Архитектуры Петербурга Белые ночи Благотворительность в СПб Благотворительные аукционы Благотворительные фонды СПб Блокада Ленинграда Визажисты Петербурга Герб Петербурга Гимн Петербурга ГрузовичкоФ День города в Петербурге Дом Зингера Еропкин Петр Михайлович История Ленинграда История Петербурга Книги о Петербурге Компания ГрузовичкоФ Конкурсы в Санкт-Петербурге Конкурсы визажистов Конкурсы визажистов в Петербурге Конкурсы красоты Курорт Игора Ленинград Ленинградская блокада Ленинградские художники Литературные критики Мемуаристы Мосты Петербурга Музыка Музыка Петербурга Музыкальные фестивали Петербурга Музыкальный Питер Н. Глинка Николай Лапшин Новая Голландия Новая Голландия в Петербурге Общие сведения о СПб Остров Новая Голландия Острова Петербурга Парк Петровский арсенал Петербург Петербургская губерния Петербургское метро Питер Питерские художники Поэты Происшествия Петербурга Санкт-Петербург Саша Легкая Символы Петербурга Скульптура Строгий, стройный вид Театральные критики Фестиваль Zavtra Фестиваль Открытая Библиотека Фонд Святого Трифона Фудшеринг Фудшеринг Отдам даром еду Фудшеринг в Петербурге Фудшеринг в СПб Хронологические события

Петербург - основан русским императором Петром I в 1703 году. 13 (27) мая считается днём основания города Петра, ставшего северной столицей России.


В библиотеке 39 статей



Наверх Яндекс.Метрика
Google PR сайта
Яндекс ТИЦ сайта Яндекс ИКС сайта

ПЕТЕРБУРГ

При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на PeterburgWeb.ru обязательна.

Copyright© 2011 - 2019 Dimanist