Портал Петербурга. Библиотека статей на портале ПетербургWEB.RU.

Портал Петербурга. Библиотека статей на портале ПетербургWEB.RU.
Портал Петербурга. Библиотека статей на портале ПетербургWEB.RU.

Библиотека статей. Мм. Музей на улицах города

Главная Peterburg WEB :: Статьи Добавить статью
Написать Админу
Home
Каталог
Облако каталога
Статьи
Облако статей
Фотогалерея
Облако фото
Краткие новости
Главное облако
Новости PW
Новости портала
Контакты
Заметки

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

В 1721 году Пётр Великий провозгласил Петербург столицей империи, разработал план города и принципы его застройки. Именно в Петербурге начали работать новые высшие и центральные органы власти: Сенат, Синод, коллегии.




Библиотека статей » Мм » Музей на улицах города «

Аа   Бб   Вв   Гг   Дд   Ее   Ёё   Жж   Зз   Ии   Йй   Кк   Лл   Мм   Нн   Оо   Пп   Рр   Сс   Тт  
Уу   Фф   Хх   Цц   Чч   Шш   Щщ   Ъъ   Ыы   Ьь   Ээ   Юю   Яя   Цифры   Знаки  
Aa   Bb   Cc   Dd   Ee   Ff   Gg   Hh   Ii   Jj   Kk   Ll   Mm   Nn   Oo   Pp   Qq   Rr   Ss   Tt   Uu   Vv   Ww   Xx   Yy   Zz  


Музей на улицах города

Среди многочисленных и разнообразных достопримечательностей Ленинграда есть такая, которая обычно ускользает из поля зрения туристов и приезжих. Это анималистическая скульптура.
Установленные на улицах и набережных города, в скверах, садах и парках бронзовые, чугунные, мраморные изображения животных составляют неотъемлемую часть декоративного убранства Ленинграда - одного из красивейших городов мира.
Большое место в скульптурном наряде Петербурга - Ленинграда занимают мифические существа: сфинксы, грифоны, ши-цзы, сказочные обитатели водной стихии - бог морей Нептун, русалки и наяды, морские коньки, дельфины, диковинные рыбы и прочее.
Многие скульптурные композиции, чаще всего парные, - львы у парадных подъездов, медведи у входа, сфинксы на устоях гранитных пристаней, а также отдельно стоящие скульптуры, исполненные рукой талантливого ваятеля, - являют собой высокохудожественные произведения изобразительного искусства, а история их создания представляет несомненный интерес.
Гуляя по Невскому, обратите внимание на то, что в скульптурном наряде проспекта, в украшении фасадов жилых домов и общественных зданий немало изображений животных и мифических существ. Крылатые львы-грифоны расположились на домах 5, 8, 23, на аттике Публичной библиотеки, на учебном корпусе Дворца пионеров. А попробуйте-ка сосчитать, сколько их на фризе дома 66!
При входе в магазин «Мечта» (д. 72) вы увидите, как таращат свои круглые глаза совы, а над верхним этажом плывут лебеди.
Лебедей вы найдёте и на доме 12.
Во дворе дома 21 вас ожидает встреча с медведем.
По фасаду дома 62 ползут змеи.
В сквере у памятника Екатерине старинные торшеры украшены головами козлов, а торжественное здание Академического театра драмы имени А. С. Пушкина венчает квадрига Аполлона - античная колесница, запряженная четверкой бронзовых коней.
Фасад шестиэтажного дома за театром (пл. Островского, 2) изобилует львиными масками; иного вида львиные маски вы обнаружите в скульптурном убранстве бывшего Елисеевского магазина.
А знаменитые конные группы Клодта на Аничковом мосту стали всемирно известным произведением искусства.
Скульптуры коней встречаются и на многих других магистралях города. Фасад дома 5 по улице Халтурина увенчан лепным фризом. На нем можно насчитать тридцать три лошади! Немало в Ленинграде крылатых львов - грифонов. Лучшие из них установлены на Банковском мосту, на здании театра оперы и балета имени С. М. Кирова, на фасаде Русского музея со стороны Михайловского сада, на балконе Дома ученых (Дворцовая набережная, 26), в решетке лестницы Дома писателей (улица Воинова, 18), на скамьях пристани со сфинксами против здания Академии художеств и в других местах.
У входа в дом 44 на улице Достоевского стоят, обхватив лапой ствол дуба, бронзовые медведи. В саду ВИЭМа, на улице Академика Павлова, по инициативе И. П. Павлова в 1935 году установлен памятник собаке. Старинные здания педагогического института имени Герцена и ворота ограды украшены пеликанами, кормящими птенцов.
В декоративном убранстве дома 58 на улице Некрасова есть изображения одиннадцати попугаев, а на доме 21 по Литейному проспекту - четырех павлинов.
В саду возле Адмиралтейства, у памятника Пржевальскому, лежит верблюд.
Над входом дома 4 по улице Дзержинского извивается большая каменная саламандра. Здание бывшего Конюшенного ведомства (Конюшенная площадь, 1) украшают пятьдесят две лошадиные головы, а под окнами дома 13 на Саперном переулке расположились тридцать шесть летучих мышей; на доме 21 по Литейному проспекту (улица Пестеля, 14) - сорок шесть грифонов, двадцать семь драконов и четыре павлина.
На фасадах домов, построенных в конце прошлого и начале нашего века в так называемом стиле модерн, нередко можно увидеть целый зверинец. Так, дом 1-3 на Кировском проспекте украшают две совы, сорока, два зайца, рыси, ящерицы, паук (в решетке балкона), чудовищные рыбы, львиные маски, папоротник и даже грибы!
А вот еще подобного рода дома: Стремянная, 11, Некрасова, 58, Литейный, 21 набережная Крюкова канала, 14, улица Чайковского, 30. Особенно удивительно декоративное оформление дома на Крюковом канале и сказочный двор дома 30 на улице Чайковского.
Изображения многих животных установлены не в случайных местах. Так, памятник собаке напоминает об экспериментах, которые проводил на этих животных великий русский физиолог И. П. Павлов. Рядом с известным исследователем Центральной Азии Пржевальским запечатлен его постоянный спутник, «корабль пустыни» - верблюд. Фриз на доме 5 по улице Халтурина с изображением тридцати трех лошадей украшает здание бывшего манежа.
Изображения животных, особенно созданные в XVIII веке, имели аллегорическое значение. Например, змея, обвивающая чашу, - эмблема медицины; змея, свернувшаяся кольцом, символизировала здоровье, а если при этом хвост ее находится в пасти, то это символ вечности; ползущая змея - олицетворение зла и зависти; жезл, который обвивают две змеи, - знак достоинства глашатая у древних греков...


СКОЛЬКО В ЛЕНИНГРАДЕ ЛЬВОВ?

Скульптуры многих животных установлены на у лицах, площадях и набережных Ленинграда. Но, пожалуй, чаще других встречаются бронзовые и каменные львы.
Лев по праву считается царем зверей - облик ловкого и сильного хищника исполнен величавой красоты. Спокойная горделивая осанка, стройное мускулистое тело, могучие лапы. А как своеобразна большая лобастая голова с покрывающей ее густой гривой, какой грозный вид имеет оскаленная короткая морда с острыми клыками! Неудивительно, что изображение льва с незапамятных времен вошло в искусство многих стран и народов.
Первые в Санкт-Петербурге львы «поселились» В Летнем царском огороде, как вначале именовался Летний сад, заложенный в 1704 году. Для украшения сада повелением Петра I в Италии были куплены и заказаны лучшим мастерам мраморные статуи. До наших дней сохранилась только часть этой превосходной беломраморной садово-парковой скульптуры, сосредоточенной главным образом около Летнего дворца и на прилегающих к нему аллеях. На двух статуях изображены львы.
Перед северным фасадом дворца возвышается на постаменте аллегорическая скульптурная группа под названием «Мир и Изобилие» - произведение венецианского мастера Пьетро Баратта, исполненное им в 1722 году и посвященное Ништадтскому миру, которым закончилась Северная война России со Швецией.
Россия - победительница представлена женской фигурой с рогом изобилия в одной руке и опрокинутым факелом - угасшим пламенем войны - в другой. Стоящая рядом крылатая фигура - богиня победы - в протянутой правой руке держит лавровый венок, а в опущенной левой - пальмовую ветвь - символ воцарившегося мира; ногой богиня попирает издыхающего льва, который олицетворяет побежденную Швецию.
Мраморный лев украшает статую «Искренность» работы Марино Гропелли, относящуюся примерно к концу XVII века.
Грациозная обнаженная фигура молодой женщины с еле приметной улыбкой на миловидном лице в аллегорической форме воплощает искренность, как прекрасную черту человеческого характера. В одной руке она держит скипетр, другой опирается на льва, символизирующего величие и мощь разума.
Львиные статуи, реально воссоздающие образ сильного кровожадного зверя, чаще всего сторожат подъезды и парадные лестницы дворцов и богатых особняков, украшают пристани, служат декорацией мостов.
Такие львиные пары стали появляться на улицах северной столицы с конца XVIII века. Одни из них - лежащие в той или иной мере подражают египетским, хранящимся В музеях Рима и Лондона, другие - с шарами - копируют львиную пару, установленную на главной площади Флоренции.
В Ленинграде и пригородах можно насчитать без малого сто львов. Рассказать обо всех в коротком очерке невозможно, поэтому давайте совершим мысленно прогулку в центр города и познакомимся с тремя парами львов.


* * *

Все дальше и дальше от столицы, от родного дома увозят лошади героиню поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» княгиню Е. И. Трубецкую. Отправляясь в Сибирь, к ссыльным декабристам, она вспоминает Петербург:

Но грезы мирны и легки -
Приснилась юность ей.
Богатство, блеск, высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы...

«Высокий дом на берегу Невы» - классически строгое, изящное сооружение с колоннами по второму этажу - в начале прошлого столетия принадлежал французскому эмигранту графу И. С. Лавалю. Его дочь вышла замуж за князя С. П. Трубецкого, впоследствии одного из руководителей восстания декабристов.
Большая и интересная жизнь проходила в стенах этого особняка. Здесь бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Н. М. Карамзин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, М. Ю. Лермонтов.
Гости входили в дом по небольшой каменной лестнице, украшенной по сторонам фигурами львов. Эта львиная пара стоит и поныне. Но только что это за львы? Как непохожи они на могучих грозных зверей! Какое-то доброе и даже немного комичное выражение придано их мордам. Голову, шею и часть спины, как у древнеегипетских сфинксов, покрывает не то грива, изображенная очень условно, не то платок, ровную, гладкую поверхность которого оживляют симметрично расположенные, продольно идущие борозды.
Некоторая обобщенность в трактовке образа «царя зверей» придает статуям монументальность: небольшие по размерам, они выглядят внушительно.
Стилизованные гранитные звери лежат в спокойной позе, поджав задние лапы, скрестив передние, повернув головы друг к другу. Они не сторожат вход, а скорее, отдыхают, равнодушные ко всему окружающему.
«Это львы-философы», - писали о них в старых путеводителях. «Забавные звери», - скажет тот кто побывает у старинного дома.
И действительно, декоративные статуи львов очень своеобразны. Кто же автор гранитных изваяний и когда львы украсили подъезд особняка?
На самих статуях и постаментах никаких надписей нет. Значит, нужно ознакомиться с историей постройки здания, узнать, когда и кем оно сооружено, сколько раз перестраивалось.
Некоторые сведения можно получить тут же, у самого здания. На главном фасаде укреплена доска с краткой надписью: «Памятник архитектуры XVIII века. Построено в 1730 году; перестроено в 1805-1810 годах. Арх. Томон». Более же подробные сведения можно получить, войдя в этот дом: в нем и примыкающем здании бывшего Сената, помещается Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде.
Надпись на доске подсказывает, что львы могли появиться при перестройке особняка, то есть в первом десятилетии прошлого века.
Тогда дом принадлежал графу Лавалю. Богатые владельцы не жалели средств на роскошное убранство внутренних помещений; много ценных художественных изделий было доставлено из Италии. Жена декабриста княгиня М. Н. Волконская вспоминала, что даже пол в вестибюле был выложен мозаичными плитами, доставленными с острова Капри. Статуи львов также могли быть заказаны или куплены в Италии и привезены в Петербург.
Но есть и другая версия.
Согласно этой версии, дом во второй половине XVIII века переходил от одного владельца к другому. В конце 1780-х годов он был куплен бароном А. Н. Строгановым и по его желанию в начале 1790-х годов перестроен молодым архитектором А. Н. Воронихиным.
После смерти Строганова дом и участок были проданы Лавалям, и по их заказу архитектор Тома де Томон осуществил новую перестройку особняка.
Дом, возведенный Воронихиным, судя по сохранившимся литографиям и чертежам, отличался строгостью архитектурных форм, в центре он был украшен колоннадой. Львы у подъезда такого дома, построенного в классическом стиле, вполне гармонировали бы с его архитектурой. Воронихин же весьма охотно украшал свои постройки львиными парами.
Он был не только выдающимся архитектором, но и прекрасным рисовальщиком.
Разрабатывая проект, он сам прорисовывал все детали. Однако на сохранившихся чертежах перестроенного им дома ни львы, ни места их установки не обозначены.
Вместе с тем ясно, что львы созданы по античным образцам, а увлечение античностью было свойственно Воронихину. Поза спокойно лежащих львов со скрещенными передними лапами и поворотом туловища во многом схожа с позой льва из Солебо. В 1807 году по проекту Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне главной Пулковской горы. Грот решен в виде античного портика с двумя дорическими колоннами, у основания которых, как бы сторожа вход, лежат два льва, изваянные из пудожского камня. Портик и особенно львы сильно повреждены, но по сохранившимся изображениям можно судить, что львиные статуи очень похожи на львов перед -особняком Лаваля.
Четыре другие львиные пары лежат у воронихинских колоннад в Петродворце.
В самом конце XVIII века в западной части Нижнего парка Петергофа, вблизи Эрмитажа, по проекту Воронихина строится фонтанное сооружение Эрмитажный каскад, украшенный статуями Геркулеса и Флоры. В 1801 году эти статуи были заменены бронзовыми золочеными львами и сооружение получило название Львиный каскад.
Эта пара сторожевых львов, опирающихся передней лапой на шар, впоследствии была несколько раз повторена в разном материале.
В 1803 году Воронихин принимает участие в восстановлении сильно пострадавшего от пожара большого дворца в Стрельне. Архитектор заново перестраивает террасу, украшая ведущую к ней лестницу статуями двух бронзовых золоченых сторожевых львов, повторяющих изваяния Львиного каскада. Известна такая же пара львов с шарами, но вырубленных из пудожского камня: в начале 1820-х годов она стояла у бокового фасада дачи Строганова на Черной речке, а ныне львы украшают стрелку Елагина острова.


* * *

Тогда, На площади Петровой
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шапки, руки сжав крестом
Сидел недвижный,…. страшно бледный
Евгений...

Помните эти пушкинские строки из поэмы «Медный всадник»? Рисуя картину страшного наводнения в Петербурге 7 ноября 1824 года, поэт дважды приводит своего героя к дому со львами.

Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне...

Когда стоишь на «возвышенном крыльце» и вспоминаешь строки поэмы, то невольно стараешься представить себе картину наводнения, так ярко нарисованную пером гения. Однако за минувшие полтора столетия многое изменилось здесь и выглядит иначе: вдали, слева, на западной стороне площади Декабристов, виднеются величественные желто-белые здания бывших Сената и Синода, а в ту пору их не было; да и сама «Петрова площадь», первоначально замощенная серым унылым булыжником, сейчас покрыта асфальтом и озеленена; давно исчезла высокая металлическая ограда у памятника Петру; сейчас вокруг него цветы и декоративный кустарник; нет и бульвара вокруг здания Адмиралтейства, на его месте густо разросся бывший Александровский, а ныне сад имени М. Горького. Сейчас даже трудно представить, что к крыльцу со львами подкатывались волны вышедшей из берегов разъяренной Невы...
Большие перемены произошли в центре города, но воспетый поэтом дом сохранился почти без изменений.
Большой, треугольный в плане, он одним фасадом выходит на проспект Майорова, другим обращен к Исаакиевской площади, а главный ориентирован на Адмиралтейство и тянется вдоль Адмиралтейского проспекта (дом 12). Здание возводилось по проекту архитектора О.-Р. Монферрана, строителя Исаакиевского собора, для вельможи двора Александра I князя А. Я. Лобанова-Ростовского.
В 1820 году постройка была завершена. В княжеских апартаментах размещались многочисленные коллекции и уникальная библиотека, часть помещений сдавалась внаем учреждениям и частным лицам. Сами же богатейшие владельцы особняка почти безвыездно жили в Париже. В 1827 году дом был куплен в казну, и в нем разместилось военное министерство, находившееся здесь до Октябрьской революции.
Среди архитектурных памятников Ленинграда особняк известен как дом Лобанова-Ростовского или дом военного министерства. После Октября в нем долгое время помещалась школа, а сейчас государственные учреждения.
Широкая лестница главного входа украшена мраморными статуями двух больших сторожевых львов с шарами; львы установлены на невысоких прямоугольных гранитных постаментах.
Звери стоят, повернув друг к другу тяжелые головы, густые гривы их в крупных завитках, пасти злобно ощерены; стройное мускулистое туловище, могучие лапы и плавно изгибающийся хвост с пушистой кистью на конце подчеркивают сходство с сильным ловким хищником. Но скульптор, по-видимому, не стремился как можно точнее воссоздать в мраморе облик льва. Его животные декоративны.
Величавые звери у подъезда княжеского особняка символизировали силу, богатство и власть именитого хозяина дома.
В очень давние времена в Египте перед дворцами и храмами фараонов ставили сфинксов. Древние египтяне верили, что Сфинксы способны предохранить владыку от враждебных сил и злых чар. В какой-то степени эти суеверия распространялись и на сторожевых львов.
У мраморных зверей грозный вид: оскаленная пасть и настороженная поза; один опирается передней лапой на шар, у другого шар выскользнул, и лев мягким кошачьим движением лапы, будто играя, хочет подкатить его на прежнее место. Лев, опирающийся лапой на круглый неустойчивый предмет, вынужден все время бодрствовать; стоит задремать - шар выскользнет, и лев проснется. Поэтому сама поза зверей подчеркивает, что это львы сторожевые.
Мраморные львы подписаны на подставке («пне» левой статуи, если стоять к ней лицом) высечена надпись: «Triscorni F. in Саrrага 1810», которая гласит, что львиную пару исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году. Каррара - итальянский город, известный разработками белого мрамора.
Казалось бы, здесь все ясно: рукой самого скульптора указана его фамилия, место и дата изготовления статуй.
Но как только начинаешь более подробно знакомиться с биографией и творчеством Трискорни, историей создания мраморных львов, сразу же начинают возникать вопросы, и многие из них остаются без ответа.
Начать с того, что, хотя львы и подписаны, произведение Трискорни нельзя рассматривать как оригинальное, ибо оно напоминает львиную пару, задолго до этого установленную на главной площади Флоренции. Правда, скульптор не просто скопировал эту львиную пару, а внес что-то свое, изменив композицию и облик зверей, поэтому правильнее будет сказать, что львы Трискорни являются характерными произведениями типичной монументально-декоративной скульптуры конца XVIII - начала XIX века.
Сведения о Трискорни - а это была большая семья, где отцы и сыновья были скульпторами и мраморных дел мастерами, не только скудны, но и запутанны, противоречивы.
Наиболее талантливым и известным был Паоло Трискорни (умер в 1832 году), который жил и работал в Карраре, где получил звание профессора скульптурной академии. Его брат Августин (1761-1824), мраморных дел мастер проявлял склонность к коммерции. В конце XVIII века братья приезжали в Петербург и открыли здесь лавку по продаже различных мраморных изделий.
Торговля пошла бойко, и в начале XIX века Трискорни организовали мастерскую по изготовлению статуй - в Карраре и в Петербурге. Наиболее ответственные заказы исполнял Паоло, он же отправлял готовые статуи в Петербург. Большинство работ Паоло, попавших в Россию, известны; многие из них подписаны. Августин жил в Петербурге и также работал плодотворно, но его произведения мало известны. Так кто же сделал львов - Паоло или Августин - и где они были изваяны - в Карраре или Петербурге? Это пока остается загадкой.
Неизвестно также, кто именно заказал Трискорни дорогостоящих мраморных львов? Судя по надписи, они изготовлены в 1810 году, а дом, подъезд которого они украшают, начали строить в 1817 году. К тому же на сохранившихся чертежах львы и места их установки не обозначены.
Если все же предположить, что статуи создавались в Карраре и предназначались для Петербурга, то когда они попали в северную столицу, а затем к подъезду княжеского особняка?
На последний вопрос ответ получен. Особняк был закончен в 1820 году; в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина имеются две литографии, датированные одна 1822, а другая 1825 годом, на которых крыльцо дома украшают львы. Значит, они появились здесь или сразу по окончании строительства дома или в последующие два года.


* * *

Центр Ленинграда украшает еще одна львиная пара. На набережной Невы, против восточного крыла Адмиралтейства, увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная медными статуями двух сторожевых львов с лапой на шаре.
Кто хоть однажды побывал здесь, тот надолго запомнит неповторимую красоту этой части города. Хорошо на набережной в тихие летние вечера, когда вода и небо окрашены в розово-желтые и серо-голубые тона, а лучи заходящего Солнца, освещая верхние части величественных зданий, горят в позолоте высоких шпилей и купола Исаакиевского собора. Особую прелесть невских берегов ощущаешь в трепетные белые ночи.
Днем же, независимо от времени года, на Дворцовой пристани всегда шумно и многолюдно. Здесь нередко слышна иностранная речь, то и дело щелкают затворы фотоаппаратов любители из разных стран снимают двух великолепных львов, расположившихся на верхних уступах широкой гранитной лестницы, спускающейся к самой воде.
Львы стоят, повернув друг к другу тяжелые лобастые головы. Своеобразны и выразительны их грозные морды с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. Передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями львы опираются на шар; это самые красивые в Ленинграде сторожевые львы.
Царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне бледной голубизны чистого неба.
Свое название Дворцовая пристань получила благодаря тому, что она расположена неподалеку от Зимнего дворца, но ее сооружение не имеет прямого отношения к его истории. Не случайно пристань находится у Адмиралтейства.
Со времен Петра I Адмиралтейство, построенное как судостроительная верфь-крепость, с трех сторон было окружено каналом и обнесено земляными валами с бастионами и пушками на них. Во втором десятилетии прошлого века валы срыли, канал засыпали и на его месте разбили бульвар, который вскоре стал излюбленным местом прогулок петербуржцев.

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе...

Боковые аллеи, проложенные вдоль восточного и западного павильонов Адмиралтейства, выходили к Неве. Нужно было оформить спуски к воде. В период с 1818 по 1824 год такие спуски, или пристани в виде широких гранитных лестниц с промежуточными площадками были сооружены. Одна из них, находившаяся между наплавным Дворцовым мостом и восточным крылом Адмиралтейства, получила название Дворцовой пристани; другая, у западного крыла, - Петровской, так как была Петровская площадь (Сенатская, ныне площадь Декабристов).

Дворцовая пристань находилась в самом центре столицы, неподалеку от царской резиденции, да и со стороны Невы должна была привлекать внимание, поэтому она нуждалась в достойном декоративном оформлении.
Еще до засыпки Адмиралтейского канала архитектор Л. Руска проектировал на набережной, между Адмиралтейством и Зимним дворцом, красивую пристань-лестницу, украшенную по углам четырьмя аллегорическими женскими фигурами на круглых пьедесталах, а подъем с промежуточной площадки укреплялся лежащими по краям каменными львами, обращенными в сторону дворца.
В отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имеется рисунок неизвестного художника, изображающий Дворцовую пристань, декорированную двумя парами лежащих львов; других украшений не показано.
В конце 1820-х годов К. И. Росси представил проект скульптурного оформления Дворцовой пристани, получившей одобрение. Зодчий предлагал установить наверху две скульптурные группы - конь с водничим, а ниже, на уступах лестницы, статуи двух сторожевых львов с лапой на шаре.
Предложенная скульптором В. И. Демут-Малиновским модель «Коня с водничим» не получила одобрения и была отклонена.
Вскоре появилась новая идея - украсить пристань конными группами, наподобие тех, какие находились в Париже при въезде на Елисейские поля. Группы изображали исполинских коней, бешеных, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой; они влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми. Группы исполнил в 1745 году Гийом Кусту-старший.
В Петербургскую Академию художеств был сделан запрос о возможности получения малых моделей коней Кусту, а поскольку ответа не последовало, запрос поступил вторично в сентябре. В феврале следующего, 1828 года в Академию художеств из Парижа Карл Брюллов присылает небольшой рисунок одной из конных групп; в начале марта поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября - алебастровые для создания по ним колоссальных моделей. Однако такие модели изготовлены не были, да и отливка их в металле обошлась бы очень дорого, по 32 тысячи рублей за группу.
Осенью 1828 года вновь делается попытка решить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Росси просит директора Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларка сообщить о возможности изготовления львов, а затем в донесении министру императорского двора П. Н. Волконскому от 20 октября пишет, что на заводе хороших мастеров нет, а «от искусства приготовления таковых моделей зависеть будет совершенство фигур... А нужным почитаю сделать мое замечание, что гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам».
В ответ министр предлагает осмотреть и измерить, мраморных львов Трискорни на крыльце дома военного министерства с целью «постановления на пьедесталах у спусков к Неве».
Росси осмотрел и даже срисовал львов, но предложение использовать их для украшения пристани категорически отклонил, заявив, что «львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие».
Затем в делах по оформлению Дворцовой пристани по неизвестным причинам наступает довольно длительный перерыв.
В конце мая 1832 года снова возвращаются к проекту Росси, и Волконский пишет на Александровский завод Кларку, что «государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели...».
31 мая 1832 года Кларк отвечает, что для изготовления фигур львов по присланным на завод рисункам Росси и указанным им размерам нужно сделать новые гипсовые модели, а если взять готовые, размеры которых ненамного меньше, то отливка будет стоить по 2500 рублей за одного льва. Кларк предлагает изготовить львиные статуи дутьем или чеканкой из листовой меди, что будет быстрее и по цене значительно дешевле, по 1800 рублей за льва; статуи будут гораздо легче, а следовательно, их перевозка и установка также обойдутся дешевле.
Вскоре, 5 июня, Волконский сообщает на завод, что «государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз».
Через три месяца медные львы, выкрашенные под цвет старой бронзы, были готовы.
В сентябре 1832 года красавцы львы украсили Дворцовую пристань вместе с чудесными порфировыми вазами, которые в 1830 году шведский король подарил Николаю I.
В таком виде пристань простояла четыре десятилетия.
7 февраля 1873 года в Санкт-Петербургской городской думе обсуждался вопрос о сооружении гранитной набережной от Петровской площади вдоль Главного Адмиралтейства до Дворцового моста. Был принят проект В. Карловича и С. Селенина. 14 августа произошла закладка Адмиралтейской набережной, а 21 ноября 1874 года - ее торжественное открытие.
При устройстве набережной порфировые вазы помешали прямому проезду, и их установили на Петровской пристани, где они находятся и сейчас.
В 1911-1915 годах при сооружении постоянного Дворцового моста Дворцовую пристань пришлось разобрать и вновь соорудить немного ниже по течению реки, на оси восточного павильона Адмиралтейства.
Во второй раз львы ненадолго покинули пристань в начале 1950-х годов. В годы минувшей войны во время варварских артиллерийских обстрелов и бомбежек медные львы получили «тяжелые ранения». Пришла победа, и город-воин стал залечивать раны.
Дошла очередь и до львов: сперва один, а за ним и другой были отправлены в реставрационные мастерские и вскоре снова украсили Дворцовую пристань.

Вячеслав Нестеров

Из книги «Белые ночи», составитель Инна Ивановна Слобожан (Ленинград, Лениздат, 1973).

статья добавлена в воскресенье 4 сентября 2011 года, 14:26:33


Теги:
Белые ночи
История Петербурга
Книги о Петербурге
История Ленинграда
Скульптура

загрузить картинку к «Музей на улицах города»


Курсы валют ЦБ РФ
$ - 62.8083 +0.2854
€ - 71.3816 +0.1493
€/$ - 1.1359 +0.03%





Avon в Санкт-Петербурге WikiLeaks «Ленинград» АФК Система Авторы романсов Архитектор Еропкин Архитектура Архитектура Петербурга Архитектуры Петербурга Белые ночи Благотворительность в СПб Благотворительные аукционы Благотворительные фонды СПб Блокада Ленинграда Визажисты Петербурга Герб Петербурга Гимн Петербурга ГрузовичкоФ День города в Петербурге Дом Зингера Еропкин Петр Михайлович История Ленинграда История Петербурга Книги о Петербурге Компания ГрузовичкоФ Конкурсы в Санкт-Петербурге Конкурсы визажистов Конкурсы визажистов в Петербурге Конкурсы красоты Курорт Игора Ленинград Ленинградская блокада Ленинградские художники Литературные критики Мемуаристы Мосты Петербурга Музыка Музыка Петербурга Музыкальные фестивали Петербурга Музыкальный Питер Н. Глинка Николай Лапшин Новая Голландия Новая Голландия в Петербурге Общие сведения о СПб Остров Новая Голландия Острова Петербурга Парк Петровский арсенал Петербург Петербургская губерния Петербургское метро Питер Питерские художники Поэты Происшествия Петербурга Санкт-Петербург Саша Легкая Символы Петербурга Скульптура Строгий, стройный вид Театральные критики Фестиваль Zavtra Фестиваль Открытая Библиотека Фонд Святого Трифона Фудшеринг Фудшеринг Отдам даром еду Фудшеринг в Петербурге Фудшеринг в СПб Хронологические события

Петербург - основан русским императором Петром I в 1703 году. 13 (27) мая считается днём основания города Петра, ставшего северной столицей России.


В библиотеке 39 статей



Наверх Яндекс.Метрика
Google PR сайта
Яндекс ТИЦ сайта Яндекс ИКС сайта

ПЕТЕРБУРГ

При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на PeterburgWeb.ru обязательна.

Copyright© 2011 - 2019 Dimanist