В 1721 году Пётр Великий провозгласил Петербург столицей империи,
разработал план города и принципы его застройки.
Именно в Петербурге начали работать новые высшие и центральные органы власти: Сенат, Синод, коллегии.
Выставка в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца приурочена к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520) и посвященная феномену его влияния на европейское искусство с XVI века и до наших дней.
Выставка работает с 10 декабря 2020 по 28 марта 2021.
Рафаэль – самый влиятельный художник Нового времени. На протяжении пяти столетий маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля.
В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия – воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Эта линия соединит воедино произведения Рафаэля, Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо – и далее, вплоть до художников наших дней.
"1520 год - это не просто дата смерти Рафаэля, часто в истории искусства она трактуется как год конца Высокого возрождения и начала маньеризма. Если Рафаэль - это искусство идеала и божественной гармонии, то маньеризм - искусство личное, частное, где главное для художника быть непохожим. Сравните две стены: на правой мы разместили художников Рима со строгой, интеллектуальной техникой, на левой - художников Флоренции и Эмилии-Романьи, у них все пылает красками, прихотливо извивается. Удивительно, но и те и другие брали что-то у Рафаэля", — говорит куратор выставки Василий Успенский.
В масштабную экспозицию вошло более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них – как знаменитые шедевры, так и ранее неизвестные работы. Десятки произведений живописи и графики впервые покидают фонды музея и демонстрируются публике, а целый ряд экспонатов выставляется после кропотливой реставрации в мастерских Эрмитажа.
Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Британского музея, Музея Альбертина, Лондонской Национальной галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, частных коллекционеров.